Основные моменты получения полноцветной цветной печати
Если поставить призму на пути волн белого цвета с разными длинами волн, то мы увидим все цвета радуги. В мире существует два типа смешения цветов: субтрактивное и аддитивное.
Аддитивное смешение наблюдается у цветовых волн. Главные цвета в таком смешении – зеленый, красный и синий, имеющие разные длины волн.
Виды смешения цветов
Если поставить призму на пути волн белого цвета с разными длинами волн, то мы увидим все цвета радуги. В мире существует два типа смешения цветов: субтрактивное и аддитивное.
Аддитивное смешение наблюдается у цветовых волн. Главные цвета в таком смешении — зеленый, красный и синий, имеющие разные длины волн. Если наложить цветовые волны друг на друга, используя проектор, то могут произойти следующие варианты их взаимодействия:
Синий + красный = пурпурный
Синий + зеленый = голубой
Красный + зеленый = желтый
Синий + красный + зеленый = белый
Если света нет = черный
Такое смешение используют в телевидении, получая цветное изображение на экране при помощи точек красного, зеленого и синего цветов.
При смешении же настоящих красок получается субтрактивное смешение. Основные цвета при этом — желтый, голубой и пурпурный. Они получаются в результате смешивания основных аддитивных цветов. Данный тип наложения цветов используется в цветной полиграфии. Результатом смешения цветов в субтрактивном смешении являются следующие тона:
Голубой + желтый = зеленый
Голубой + пурпурный = синий
Голубой + пурпурный + желтый = черный
Если краски нет = белый
Как получается полноцветная печать
При полноцветной печати в полиграфии используется принцип субтрактивного смешения красок. Для этого используются четыре основных цвета: черный, голубой, пурпурный и желтый, в результате чего получаются все другие цвета. Оттенок и насыщенность любого цвета зависит от размеров растровой точки. Первоначально в печати использовались только три цвета без использования черного, но при их смешении получался серый, так как сложно было достичь правильности пропорций их смешивания, поэтому к ним добавили черный.
Несколько лет назад цветоделение делали с помощью фотоаппаратов путем фотографирования с фильтрами. Сегодня же эту функцию выполняют компьютеры вместе с автоматами для фотонабора.
Обычно, чтобы осуществить полноцветную печать на листе бумаги, нужно нанести на нее четыре основные краски — желтую, голубую, черную и пурпурную. Смешение этих красок в разных пропорциях дает возможность напечатать любой цвет. К примеру, машина, которая заправляется одним цветом, осуществляет печать на одном листе путем печати на нем четырех раз, каждый раз для этого нужно менять цветной картридж и печатную форму. На четырехкрасочных машинах можно напечатать один цветной лист за один раз.
При полноцветной цветной печати нужно каждый раз менять угол растра для каждого из цветов. Это нужно для следующих целей:
— сведения к минимуму муара — ошибочного рисунка, возникающего
— уменьшает неточное смешивание цветов, которое бывает
В основном эти четыре растра располагают под следующими углами: желтый — 0, голубой — 15, черный — 45, пурпурный — 75.
Как получаются растровые ячейки
В полиграфии изображение получается не только с помощью разделения цветов, но также оно создается из микроскопических точек любого из основных цветов. Они издали и складываются в целое изображение. Маленькие точки объединяются в более крупные, которые в полиграфии именуют растровыми ячейками.
Они в печати считаются основными единицами всей растровой структуры, функция которой состоит в передаче оттенков каждого из основных цветов. На сегодняшний день возможно получение около 250 таких оттенков, которые и передает каждая растровая ячейка. Комбинируя в полноцветной печати четыре печатные формы, в которых каждая растровая ячейка может содержать до 256 градаций, можно в итоге получить печатное издание, которое будет содержать до 16 миллионов значений оттенков из всего видимого спектра цветов. Но в реальности применяют растровые ячейки с оттенками основных цветов от 64 до 225 штук.
Естественно, что с уменьшением величины растровой ячейки улучшается качество изображения. Чтобы в результате получить, например 150 градаций серого цвета, нужно иметь растровую ячейку с примерно 150 микроскопическими точками, которые в своей совокупности позволяют получить тот или иной оттенок серого цвета. Если же сократить число таких точек, то сократится и число тонов, которые получаются в результате, а это снижает качество изображения.
Обычный способ растрирования производится с помощью амплитудной модуляции, когда все точки располагаются на одинаковых расстояниях друг от друга. Находясь внутри определенной растровой ячейки, они сливаются, и получается растровая точка.
В результате наложения различных растровых точек основных цветов друг на друга появляется муар. А это явление не очень желательное в печати. Поэтому специалисты ведут работы, в результате которых получается однородная растровая структура без появления ошибочного изображения. В результате получается растровая структура в виде розеток, при которой муар практически не виден.
Но при любом отклонении от нормы в структуре растра муар появляется и хорошо виден при любом типе печати, что является недостатком этого способа растрирования.
Избежать подобных явления помогает частотная модуляция, которая представляет собой хаотическое расположение микроскопических точек в растре. За счет этого уже не видно розеток, так как растровые точки очень малы по своим размерам. Также в целом вся растровая структура для каждой точки получается нерегулярной, структура розеток также не подчинена строгому порядку, поэтому и муар при наложении таких структур не появляется. Главный принцип частотной модуляции — это разбиение больших по размеру растровых точек на более мелкие. Использование такой модуляции стало популярным с изобретением фотонаборных аппаратов с высокой точностью, в которых основная точка имеет минимальный диаметр.